You are here
Home > Новости > Метр фильмов ужасов — Роман Поланский

Метр фильмов ужасов — Роман Поланский

Роман Поланский

Фильмы ужасов всегда занимали значительное место в продукции массовой культуры. Но настоящий бум относится к 60-м годам, когда старый жанр получает новое звучание. Социальные конфликты послевоенного времени, проникновение мистических и оккультных тенденций в молодежное движение, апокалиптические видения, связанные с угрозой атомной войны, создают спрос на фильмы ужасов. Народ, всегда  тонко улавливающая изменения в социальной психологии и массовых настроениях, ориентирует индустрию на картины катастроф.

Одним из первых эти настроения уловил Роман Поланский, сделавший немало для реставрации фильма ужасов. В 1965 году он снимает фильм «Отвращение» — психологический триллер, рассказывающий о сексуальной и психической патологии женщины (Катрин Денев), совершающей на почве психического заболевания несколько убийств. Р. Поланский выразительно передал в этой картине болезненные ощущения героини, неустойчивый мир ее сознания, балансирующий между миром реальности и миром ее патологических видений.

kinopoisk-ru-repulsion-584984

Вслед за этим фильмом последовала картина «Ребенок РозМари» (1968), где Поланский вводит в фильм ужасов сатанинскую тему. В одном из домов Нью-Йорка поселяются двое влюбленных. РозМари ожидает ребенка, но в безоблачную идиллию ее жизни врываются кошмарные видения. Оказывается, что все окружающие ее люди, соседи, лечащий врач и даже муж оказываются членами секты, поклоняющийся сатане. И когда она наконец рожает ребенка, в колыбели оказывается сатана. Члены секты празднуют пришествие сатаны, а молодая мать, подчиняясь материнскому инстинкту, берет младенца на руки. Умело сочетая обыденность и мистику, Поланский создает впечатляющий религиозный триллер, который способствовал  распространению мистики и росту религиозных сект.

kinopoisk.ru

Тема прихода дьявола оказалась одной из самых распространенных в коммерческом кинематографе 70-х годов. В 1976 году журнал «Нью Йоркер» опубликовал статью, которая называлась «Виват, сатана!». В ней писалось: «Несомненно, сегодня Люцифер приносит огромные прибыли. Никогда со времен Савонаролы он не оказывал такого большого влияния на публику, причем на такую широкую массу публики».

Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.

Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.

Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Зло у Поланского может принимать самые разные формы:

  • Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
  • Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
  • Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).

«Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно».

Роман Полански

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Starsecret.com.ua в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук, а также подписывайся на наш канал Youtube, где вы найдете много интересных live концертов.

Добавить комментарий

Top