You are here
Home > Новости > Супермен и другие герои комиксов

Супермен и другие герои комиксов

В 1934 году два американских художника создали комикс «Новые приключения Супермена». Тогда они не подозревали, что создали один из наиболее популярных  американских мифов, о котором американцы знают больше, чем о подвигах Геракла.  Уроженец погибшей планеты Криптон, Супермен младенцем оказался на земле и уже ребенком поражал своих приемных родителей огромной физической силой. Став обыкновенным американским гражданином, он тем не менее обладает способностью летать по воздуху, на ходу останавливать поезда. Как гласит реклама, Супермен — «бесстрашный рыцарь, защитник прав, справедливости, американского образа жизни, быстрый, как пуля, сильный, как паровоз, атлет, которому ничего не стоит перепрыгнуть через небоскреб».

Конечно, Супермен посрамляет своими подвигами Геракла. Если того родила народная фантазия древних греков, то Супермен — создание комиксов, телевизионных передач, телесерий. В 1075 году был создан даже художественный фильм «Супермен», в котором главную роль играет Кристофер Ривз. Так Голливуд поддерживает мифы массовой культуры. С другой стороны, и комиксы оказывают серьезное влияние на литературу или кинематограф. Так, например, американского режиссера Джорджа Лукаса «Война звезд» во многом был обязан своей широкой популярности тому, что он представил героев многих комиксов, широко известных каждому американцу с раннего детства.

Герои комиксов имеют мифологическую природу. На это обратили внимание в своем исследовании комиксов Р. Рейтбергер и В. Фукс, которые сравнивают Супермена с Алхилом и Зигфридом, Флеша — с Меркурием, человека-сову — с икаром. Все это —  герои  современной примитивной мифологии, которая отличается от первобытной тем, что  первобытная мифология была путем к знанию, тогда как современная мифология ведет человека от знания к наивной, полудетской мистике.

Большинство героев американских комиксов появились в период второй мировой войны. Тогда родился «Кэптен Америка», супер герой, сражающейся за истину, справедливость и американский образ жизни. Реклама следующим образом восхваляет его патриотизм: «Любой человек может быть уничтожен. Может быть уничтожена группа людей или армия. Но как может быть уничтожен идеал или как можно убить живой символ, его волю или дух? Как трусливые силы зла могут разрушить непобедимого Кэптена Америка?»

Вслед за «Кэптеном Америка»  появились плеяда других патриотических героев комиксов: Губитель шпионов, Человек-армия, Защитник и др. Все они, несмотря на наивность, примитивность, отражают определенные идеологические стереотипы. Как отмечает исследователь комиксов Г. Шехтер, «не только содержание комиксов, но биографии и характеры их героев выражают американские идеалы. Комиксы — как книги, так и мифы, — это безошибочно американское производство. Вам нету необходимости читать комиксы, чтобы обнаружить в них мощь нашего общества, вам не нужно даже их открывать: наши национальные черты видны уже на обложке. Здесь видно все: эксцентричность, насилие, выживаемость, стремление к пуританизму… Мы известны миру благодаря нашим комиксам. Подобно кока-коле, кодаку или кадиллаку, комиксы — это не только товар для потребления, это универсальный символ нашей культуры, один из иконических ликов дяди Сэма».

Мифология комиксов рождает фантастических героев. Это — Бэтмен  —  человек — летучая мышь, Спайдермен  —  человек-паук. В последнее время в связи в связи с ростом интереса к комиксам, посвященным завоеванием космоса и «войне звезд», появились новые герои — агресивные инопланетяне, воинственные роботы.

Комиксы, посвященные космическим войнам, далеко не безобидны. Они приучают зрителя к идее о том, что война и агрессия — это закон освоения «космического фронтира». Комикс превращается в средство пропаганды милитаристской идеологии.  «Игра ума и воображения художника, уже приучившая западного зрителя к масштабности, красочности и эффектам «звездных войн» на страницах научно-фантастической литературы, в кадрах кино-, теле- и видеолент,  продолжает свое разрушительное действие. Не выходя за рамки массовой культуры, это эмоционально-психологическое обоснование агрессивных политических реалий стало зловещим фактом экспансии в идеологию милитаристских идей и стратегических программ «звездных войн». (М. Каменский)

Герои комиксов мифологичны, фантастичны, нереальны, но их популярность, причем не только у детей, но и у взрослых, порой превосходит популярность реальных персонажей. Когда в 1979 году Национальный комитет в защиту светской школы во Франции провел опрос среди детей «Каких героев вы предпочитаете?», то большинство назвали прежде всего героя джунглей Тарзана, а затем Гольдарака, героя телевизионных передач, в которых гоминид Гольдарак спасает человечество от ужасных космических прищельцев.

Таким образом, «массовая культура» становится современной мифологией со своими благами, героями, чудовищами. В нравственном отношении героизм, который культивирует культура, является глубочайшей моральной деградации и примитивизмом.

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Starsecret.com.ua в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук, а также подписывайся на наш канал Youtube, где вы найдете много интересных live концертов.

Добавить комментарий

Top